В соответствии с действующим с 19 ноября 2015 года пункт 218 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 (далее — Правила), выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях запрещено. Также запрещается выжигать сухую травянистую растительность, разводить костры, сжигать хворост, порубочные остатки и горючие материалы, а также оставлять сухостойные деревья и кустарники в полосах отвода автомобильных дорог, полосах отвода и охранных зонах железных дорог, путепроводов и продуктопроводов (п. 283 Правил).
При этом согласно п. 72.1 Правил выжигание сухой травянистой растительности на земельных участках (за исключением участков, находящихся на торфяных почвах) населенных пунктов, землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и землях иного специального назначения может производиться в безветренную погоду при условии, что:
а) участок для выжигания сухой травянистой растительности располагается на расстоянии не ближе 50 метров от ближайшего объекта;
б) территория вокруг участка для выжигания сухой травянистой растительности очищена в радиусе 25 — 30 метров от сухостойных деревьев, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра;
в) на территории, включающей участок для выжигания сухой травянистой растительности, не действует особый противопожарный режим;
г) лица, участвующие в выжигании сухой травянистой растительности, обеспечены первичными средствами пожаротушения.
Основные мероприятия пожарной безопасности при осуществлении выжиганий сухой травянистой растительности и создание условий обеспечения пожарной безопасности при проведении данного вида пожароопасных работ на земельных участках, не отнесенных к землям лесного фонда, определены в Методических рекомендациях по проведению выжигания сухой травянистой растительности (утв. МЧС России 23.01.2014 г. № 2-4-87-1-19).
Требования к мерам пожарной безопасности в лесах, предъявляемые к органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам и гражданам, установлены Правилами пожарной безопасности в лесах (утв. 30.06.2007 г. № 417).
В силу п. 10 ч. 1, ч. 3 ст. 14, п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах соответствующих поселений, округов.
На основании ст. 21 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления. При этом принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы в границах сельских поселений возложено на органы местного самоуправления поселений и городских округов (ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности»).
Самовольные выжигания сухой травянистой растительности, массово проводимые населением весной на полях с целью их очистки, являются основной причиной лесных и других природных пожаров. Огонь от неконтролируемых палов и возгораний ежегодно переходит на населенные пункты и объекты экономики, причиняя вред имуществу, жизни и здоровью граждан.
За нарушение правил пожарной безопасности при проведении палов сухой растительности наступает административная ответственность по п. 2 ст. 8.32 КоАП РФ за выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0.5 метра), а также по ч. 1, ч. 2, ч. 6, ч. 6.1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности, в том числе в условиях особого противопожарного режима (прим.: на земельных участках иных категорий, за исключением земель лесного фонда). В настоящее время составляют протоколы об административном правонарушении, предусмотренном п. 2 ст. 8.32 КоАП РФ государственные лесные инспектора Государственной лесной службы края (далее — Гослесслужба), рассматривают такие дела руководитель Гослесслужбы края и его заместитель.
Согласно ст. 28.2, п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ. приказа МВД России от 05.05.2012 г. № 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» полномочиями по составлению протоколов по ст. 8.32 КоАП РФ наделены начальники территориальных управлений (отделов, отделений, пунктов полиции), заместители начальников территориальных управлений (отделов, отделений полиции), начальники полиции, заместители начальника полиции, сотрудники дежурной части, оперуполномоченные, УУП, дознаватели, инспектора ИАЗ (аттестованных). Протокол об административном правонарушении, составленный сотрудником полиции по ст. 8.32 КоАП РФ, в соответствие со ст. 23.24 КоАП РФ передается на рассмотрение по месту выявления правонарушения в Гослесслужбу края.
Составлять протоколы об административных правонарушениях по ч. 1, ч. 2, ч. 6, ч. 6.1 ст. 20.4 КоАП РФ правомочны инспектора федерального государственного пожарного надзора, а также начальники пожарно¬спасательных гарнизонов Главного управления МЧС России по Красноярскому краю, а рассматривать их могут только инспектора федерального государственного пожарного надзора этого же управления.
В связи с тем, что сотрудники полиции не наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1, ч. 2, ч. 6, ч. 6.1 ст. 20.4 КоАП РФ, материалы по таким правонарушениям направляются для составления протоколов и их рассмотрения в уполномоченные органы.
Старший инспектор отдела НД
по Емельяновскому району
капитан внутренней службы Г.В. Дербенёва